Автомобильные втулки (сайлентблоки): назначение, особенности, рекомендации
Сайлентблок (автомобильная втулка) — важный элемент конструкции любой машины. В данной статье мы рассмотрим его ключевые особенности, узнаем о назначении данной детали, а также дадим рекомендации, касающиеся ее замены.
Что это за деталь — сайлентблок?
Во время движения машины неизбежны всевозможные вибрации, включая шумы и нагрузки ударного типа. Производители различными методами стремятся по максимуму снизить их влияние, обеспечив комфортную езду для водителя и пассажиров. Одним из методов является установка специальных автомобильных втулок. Сайлентблок — деталь, которая гасит различные нагрузки в связях между различными взаимосвязанными деталями ходовой. Также изделие снижает уровень шума.
От последней особенности, собственно, и пошло название «сайлентблоки». В переводе с английского слово silent означает «тишина».
Кроме этого, автомобильные сайлентблоки выполняют еще одну задачу. Они обеспечивают гибкую связь деталей. Это означает, что снижаются требования к точности посадки запчастей. Иными словами, такой подход уменьшает стоимость производства.
Особенности конструкции сайлентблоков
Если вам нужно купить сайлентблок, следует узнать о конструктивных особенностях данной детали. Отметим, что в традиционном понимании подобные изделия представляют резинометаллический шарнир, выполненный из 2-х втулок. Они вставлены концентрически одна в другую. Между ними есть наполнитель из полиуретана или резины.
По месту монтажа сайленблоки разделяются на 3 категории:
- Передняя подвеска. Для крепления рычагов, стабилизатора, амортизатора. Преобладает деформация кручения.
- Задняя подвеска. Для амортизаторов, деталей крепления задней балки, стабилизаторов. Также преобладает деформация кручения.
- Двигатель и коробка передач. Используют в качестве виброизоляторов. В данном случае преимущественно имеет место быть деформация изгиба и сжатия.
Количество, габариты изделий и наличие дополнительных элементов определяется местом монтажа и особенностями конструкции автомобиля. Но принцип работы и конструкция сайлентблоков остаются неизменными.
В процессе работы упругий элемент сайлентблока находится под воздействием больших циклических нагрузок. Именно поэтому предъявляются строгие требования к применяемому материалу. Также из-за высокой «ответственности» детали нужно понимать, что при заказе сайлентблока нельзя экономить.
В основе лежат эластомеры на базе натурального каучука. В качестве материалов для изготовления упругих элементов чаще всего применяют полиуретан. Подобные изделия более жесткие по сравнению с резиновыми автомобильными втулками. Однако в плане долговечности преимущество очевидно. Они прослужат вам в 4-5 раз дольше. Естественно цена немаленькая.
Неисправности сайлентблоков
Если предстоит купить сайлентблок для авто, важно знать, когда его придется заменить. Нужно понимать, что втулки достаточно надежные. В среднем ресурс при езде по хорошим дорогам достигает более 100 тысяч километров пробега. Однако следует учитывать, что чаще всего приходится двигаться по покрытию низкого качества. При этом рекомендуется покупать новые сайлентблоки и устанавливать их каждые 50 тысяч километров.
Если же вы обнаружили внешние признаки выхода детали из строя, рекомендуем заменить их раньше. Среди них:
- управляемость авто ухудшилась (ослабла реакция на поворот рулевого колеса);
- машина держит дорогу плохо (раскачивается и виляет);
- нарушаются параметры развала-схождения в отсутствие явных причин;
- в районе колес появились посторонние стуки и скрипы. вибрация
Если вы заметили подобные моменты при эксплуатации автомобиля, следует незамедлительно осмотреть сайлентблоки. В данном случае потребуется только гаражная яма или лучше подъемник.
Осмотрите автомобильные втулки на наличие трещин, различных расслоений или разрыва материала. Также не должно быть каких-либо люфтов. Нашли дефект? Нужна замена детали! Мы настоятельно не рекомендуем вам пытаться как-то ремонтировать сайлентблок или игнорировать проблему. Это может привести к дальнейшим проблемам, которые выльются в более дорогостоящий ремонт машины.
Замена сайлентблоков
Процесс замены сайлентблоков достаточно простой. Однако есть свои характерные особенности, которые нужно учитывать. Для проведения данной процедуры потребуется специальный инструмент для выпрессовки.
Лучше использовать сервисный подъемник, так как в случае с сайлентблоками рычагов передней подвески их нужно будет демонтировать. Далее необходимо регулировать углы развала-схождения на специальном оборудовании.
Еще одним ключевым моментом является предварительно напряженно-деформированное состояние. В нормальном состоянии фиксации деталей — машина, находящаяся в горизонтальной площади с опорой на все колеса.
Как правило, сайлентблоки меняют парно с двух сторон. Однако это вовсе не обязательно и носит рекомендательный характер.